Ответхранение: что это, условия

Торговой компании для хранения товара нужны склады. Помещения можно купить или арендовать. Но при небольшом товарообороте обслуживать склады экономически невыгодно. Помимо оплаты аренды, нужно нанять охрану или установить видеонаблюдение, обрабатывать стеллажи от грызунов. Также требуется оплата страховки, чтобы в случае пожара не понести убытки. Отвехранение товара – лучшее решение небольших магазинов, не имеющих финансовой возможности купить собственные склады и оплачивать аренду.

Ответхранение или договор хранения?

По своей сути, ответственное хранение товара и договор хранения – одна услуга. Только первое понятие в Гражданском кодексе используется при определении условий получения продукции покупателем до произведения оплаты. Второй термин подходит для складских услуг.

Но передача продукции третьему лицу определяет его полную материальную ответственность. Принявшая товар сторона обязана:

  • соблюдать рекомендованные производителем или поставщиком условия хранения;
  • предупредить полное уничтожение чужого имущества;
  • предупредить частичную порчу имущества;
  • вернуть товар или произвести оплату за него, согласно выставленному счету.

Любое хранение можно считать ответственным.

Ответственное хранение как юридический термин

Согласно Гражданскому кодексу РФ, ответственное хранение – это хранение товара, не принятого покупателем. Услуга оказывается безвозмездно и применяется только в интересах поставщика или покупателя.

Если смотреть в законе, что такое ответственное хранение, то можно понять, что данный термин применим только в отношениях между поставщиком и покупателем. Размещение груза на складах называется «договором хранения». При этом условия одинаковы в обоих случаях. Разница заключается только в том, что за ответхранение не взимается плата. Но и в этом случае бывают исключения.

Товар принимает покупатель

Покупатель принимает на ответхранение продукцию в двух случаях:

  1. Поставщик не подтвердил оплату. Согласно условиям поставки, компания может запретить использование продукции до поступления оплаты. В этом случае покупатель обязан сохранить покупку в целостности и вернуть в первоначальном виде при отсутствии оплаты.
  2. Покупатель отказывается от груза на законных основаниях. Например, продукция имеет заводской брак. В этом случае до отправки покупки поставщику покупатель автоматически принимает товар на ответхранение.

Принимает поставщик

После того, как поставщику поступает оплата, он начинает нести ответственность за сохранность продукции перед покупателем. Такое происходит в случаях, когда покупка оплачена, но забрать заказ у покупателя нет возможности.

В данной ситуации поставщик обязан предоставить заказчику льготный период, в течение которого за хранение не взимается плата. После окончания льготного периода услуга становится платной.

Участие третьих лиц

Если в сделке купли-продажи участвуют третьи лица, то они принимают на себя ответственность за сохранность продукции. Эта ситуация относится к работе склада. Происходит это так:

  1. Заказчик заключает договор со складом. В документах прописываются условия оказания услуги, объем отгруженного товара, его характеристики. Обязательно обговариваются требования к температурному режиму и влажности воздуха, если в этом есть необходимость. Указывается размер материальной компенсации в случае несоблюдения условий договора.
  2. Склад принимает упакованный груз, размещает на стеллажах или в холодильных камерах.
  3. С момента заключения договора склад обеспечивает защиту продукции от порчи и кражи.
  4. В указанную дату заказчик забирает товар, согласно накладной, проверяет его целостность.

Третьи лица могут участвовать в сделках регулярно, оказывая услуги на постоянной основе. Также возможно временное хранение. Например, такая услуга распространена в компаниях, работающих на выдачу товаров интернет-магазинов. Плата за ее оказание взимается с поставщика или покупателя, в зависимости от условий сделки.

Когда ответхранение не требуется

В некоторых случаях услугу применять не требуется:

  1. Продукция требует особых условий, соблюсти которые у принимающей стороны нет возможности.
  2. При поставке обнаруживается расхождение фактического количества товаров с накладной. Поставщик забирает всю партию или часть продукции обратно на свой склад.
  3. Покупателя не устраивает качество товара. Покупка не оплачивается, товар забирается поставщиком.

Когда ответхранение обязательно

По закону, если доставка товара осуществляется третьими лицами, то покупатель обязан принять посылку на ответственное хранение до подтверждения покупки. Если обнаруживается несоответствие заказу, либо заводской брак, то покупатель несет ответственность за сохранность груза до передачи его поставщику.

Как оформить в бухгалтерских документах

При ответхранении обязательно составляется акт приема-передачи. В бухгалтерских документах сделка проводится по коду «дебет 002», а при возвращении товара поставщику по «кредит 002».

Все виды хранения подразумевают материальную ответственность принимающей стороны. И чтобы избежать финансовых убытков, условия передачи ценного груза прописываются в договоре.